Дом, который думает о вас


/press/july2016/04_hu9c819e505de7520387083948ccf1f7d9_40354_500x0_resize_q75_box.jpg

Интернет издание Экспир, Нина Шаталова, июль 2016

Мой дом – моя крепость. Очень хочется, чтобы все в нем было удобно и надежно. Чего же проще? Потраться и установи оборудование, для так называемого «умного дома». С его помощью и чайник заранее подогреется и кондиционер прохладу создаст. Но все это только в том случае, если ты сам позаботишься дать соответствующие команды. В чем же тогда «ум»? Можно ли научить дом быть чутким к желаниям и потребностям владельца?

Свой подход к автоматизации домовладения предложила компания «Чуткий дом». Одноименная система на основе сенсорной сети, облачного сервиса и мобильного приложения уже получила положительную оценку экспертов «Сколково» и ФАНО России. Подробнее об особенностях и преимуществах нового продукта «Экспиру» рассказал руководитель проекта – директор Института программных систем им. А.К.  Айламазяна, член-корреспондент РАН Сергей Абрамов.

– На рынке сегодня есть масса предложений по автоматизации зданий и жилых помещений. Почему решили выбрать именно это направление для создания своего продукта?

– Выбор направления был продиктован обстоятельствами: в домах нас окружают самые разные инженерные системы. Мы пользуемся водой, теплом, канализацией, охранной сигнализацией и пр. Их работу надо контролировать, отслеживать. Вот я и решил облегчить себе жизнь – сделать свой дом «умным». Изобретать велосипед не хотелось. Как обычный потребитель честно начал исследовать рынок. И не нашел ничего подходящего. Пообщался с коллегами: может, просто не там смотрел? Предложений по «умным домам» вроде масса. Но и коллеги оказались не удовлетворены рекламируемыми продуктами. Стоит заметить, что широко используемый у нас термин «умный дом» на деле не соответствует своему значению. Неудачная калька английского термина. А под слоганом «умный дом» производители просто предлагают разные решения из разных областей. Одни считают, что главное в «умном доме» – дистанционное управление. Можно дать команду открыть/закрыть шторы, включить/выключить свет, запустить нагрев котла при помощи облачных технологий и пр.. Но, если называть «умом» дистанционное управление, значит уже с 60-х годов у нас в домах есть «умные» телевизоры? Другие полагают, что дом «умный», если он может по вашей команде регулировать те или иные процессы: поднять температуру в помещении до +22, включив батарею, проветрить квартиру, задействовав притяжную вентиляцию… Является ли все это «умом»? Вряд ли. Это простейшие циклы обратной связи. Ими пользовались еще древние греки. Вспомните систему «поплавок/кран» для наполнения бассейна: мало воды – поплавок вверх, и кран открывается, много – поплавок вниз, кран закрывается. Может, теперь и обычные унитазы следует называть «умными»? Некоторые системы способны действовать по заданным сценариям: «вечеринка», «детский утренник» и пр. Но если исполнение сценария называть «умом», то и музыкальная шкатулка – «умная»? Вывод: представленные сегодня на рынке системы класса «умный дом» на самом деле только меряют определенное число показателей и статируют некоторые процессы. Основную проблему – определить, все ли в доме в порядке, – они не решают. Спрос на гибкие и универсальные системы обеспечения всестороннего благополучия зданий рынком не удовлетворен.

– В чем суть и преимущества продукта, который предлагает ваша компания?

– «Умный дом» в первую очередь должен быть чутким. Способным распознавать: все идет как надо, или что-то не так? И главное – он должен самообучаться. Продукт «Чуткий дом» ориентирован на поддержку «благополучия» зданий: безаварийность + бережливость + комфорт + безопасность. Его ключевые характеристики – самообучаемость и универсальность. В его составе узлы для сенсорных сетей зданий, облачный web-сервис (в том числе модули машинного обучения), мобильные приложения (web-интерфейс). Машинное обучение – суть и основа «Чуткого дома». Аналогичных продуктов, основанных на Machine Learning, на рынке пока нет. Ни в управлении производством, ни в управлении домами. Единственный рыночный продукт, который использует технологию машинного обучения, это интеллектуальный термостат Nest. Компания Google купила его у разработчиков за большие деньги. Это устройство способно изучать поведение пользователя и регулировать температурный режим в помещении согласно предыдущему опыту, полученному с помощью датчиков температуры, влажности, движения и освещения. Как известно, чуткая мама не обвешивает ребенка никакими приборами. Она не мерит ему ежесекундно температуру, давление, кислотность. Но услышав ночью неспокойное дыхание, подойдет, чтобы проверить, в чем дело. А чуткий автомастер только по звуку мотора способен определить проблему автомобиля. И все это благодаря опыту, обученной нейронной сети, которая помогает понять: сейчас все нормально, а вот теперь – уже нет.

– Как появилась ваша компания?

– Изначальные идеи, основной персонал и стартовые компетенции компании «Чуткий дом» пришли из Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН и компании «Ботик-технологии». Конечно, мы опирались на опыт реализации суперкомпьютерных проектов. В частности, создания сервисной программы мониторинга состояния суперкомпьютеров – прототипа сенсорной сети. Например, соответствующее ПО было разработано и внедрено в программе «СКИФ-ГРИД»: облачный сервис, способный прогнозировать отказы узлов суперЭВМ на основе анализа определенного числа параметров. Почему бы не попробовать применить имеющиеся знания и опыт на новом направлении? Компетенции по всем ключевым технологиям имеются: мы делали облака, сенсорные сети, мобильные приложения, web-интерфейсы, системы поддержки клиентов. Когда осенью 2014 года «Сколково» и ФАНО России объявили конкурсный отбор проектов коммерциализации результатов научных исследований, наша компания решила принять в нем участие. В результате стали одними из 14 финалистов конкурса. Участие в нем было очень полезно для нас. И не только тем, что компания получила мини-грант, но и тем, что эксперты помогли нам четче структурировать проект. Сейчас мы заканчиваем работу по гранту. С прошлого года компания является резидентом «Сколково». – Что сделано по проекту на данный момент?

– Создан прототип системы «Чуткий дом», его мы показали на недавнем форуме Startup Village. В том числе прототипы сенсорных узлов, облачной системы, мобильного приложения и сенсорной сети домовладения. Пилотная система была развернута и успешно действует в реальном жилом доме. Ведется ее опытная эксплуатация. Начата стадия доведения системы до состояния продукта. Кстати, у нашего проекта уже есть своя история успеха: объективные данные мониторинга качества электропитания, полученные благодаря «Чуткому дому», убедили местную электросбытовую компанию провести в одном из населенных пунктов Ярославской области глубокую реконструкцию своей системы электроснабжения.

– Прототип есть. Что дальше?

– Продолжим опытную эксплуатацию пилотной системы, в том числе накопление сенсорных данных, сбор отзывов пользователей. Займемся доработкой конструкторской и программной документации до состояния продукта, организацией fabless-производства. Важный момент – поиск соинвестора и подбор партнеров по продажам. Ну и самое главное – вывод системы «Чуткий дом» на рынок.

– Как планируете организовать этот процесс?

– Собираемся делать массовый продукт с гигантским рынком. За нашей компанией сохраняется только разработка и сопровождение системы. Вывод на рынок будем вести через партнеров. Наивно считать, что мы справимся без их помощи. Ведь «чуткими» должны стать не только квартиры и дома по всей России, но и стадионы, школы, детсады… Уже сейчас ясно, какие компании смогут диверсифицироваться в эту область. Это средние и мелкие операторы связи, у которых есть навыки, технические способности и реальная рыночная потребность обновлять свою деятельность. Рынок связи, увы, низкомаржинальный, без таких шагов они просто не выживут. Это также охранные компании, которые имеют опыт эксплуатации пожарно-охранной сигнализации, и заинтересованы в автоматизации. Планируем поддержку ребрендинга: наши партнеры будут продавать «Чуткий дом» под своими брендами, общаться с клиентами, вести сопровождение их личных кабинетов.

– Будете продвигать свой продукт за рубеж?

– Конечно. Это было заложено еще на стадии разработки системы. Например, она легко поддерживает введение в интерфейс иностранных языков. Но сначала мы должны выйти на российский рынок, а уж потом – близкое зарубежье и Восточная Европа, страны БРИКС…

– Планы хорошие. А риски просчитывали?

– Основной риск проекта – не успеть. Конкуренты могут оказаться быстрыми и захватить новую нишу раньше нас. В этом случае защита только одна – быстрая реализация. Команда у нас сильная. И нацелена не на участие, а на победу.

Интернет издание Экспир, Нина Шаталова, июль 2016